Лингвистическая экспертиза
[Материалы данного раздела находятся в процессе подготовки]
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ
ЭКСПЕРТИЗА ПО ДЕЛАМ ОБ
ЭКСТРЕМИЗМЕ
_________________________________
[Словесный (вербальный) экстремизм]:
(1). Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
(2). Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
(3). Подстрекательство к организации и подготовке экстремистской деятельности;
[Публичные призывы к осуществлению указанных деяний]:
(4). К возбуждению социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
(5). К нарушению прав, свобод и законных интересов человека и гражданина (в том числе к совершению преступлений) в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
(6). К воспрепятствованию законной деятельности ….. общественных и религиозных объединений или иных организаций;
(7). К организации и подготовке экстремистской деятельности.
(Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст. 1.)
_________________________________
[Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни]
Возбуждающими рознь могут быть высказывания, содержащие отрицательную оценку и формирующие негативную установку по отношению к определенной группе, выделенной по социальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку, или в отношении отдельных лиц как членов этой группы. Основными способами возбуждения вражды являются:
(1). Перенос различного рода негативных характеристик и пороков отдельных представителей на всю этническую, религиозную или социальную группу, формирование отрицательного образа всей группы;
(2). Приписывание всем представителям этнической или религиозной группы стремления следовать тем обычаям, верованиям, традициям, которые негативно оцениваются современным обществом;
(3). Утверждения о природном превосходстве одной нации, расы, религии и неполноценности или порочности других;
(4). Утверждения об изначальной враждебности определенной нации, расы, приписывание враждебных действий и опасных намерений одной нации, расе, религии по отношению к другим;
(5). Возложение вины и ответственности за деяния отдельных представителей на всю этническую, расовую, религиозную, социальную группу;
(6). Утверждения о полярной противоположности и несовместимости интересов одной этнической или религиозной группы с интересами других;
(7). Объяснение бедствий и неблагополучия в прошлом, настоящем, будущем существованием и целенаправленной деятельностью определенных этнических, расовых, религиозных, социальных групп;
(8). Побуждение к действиям против какой-либо нации, расы, религии, социальной группы;
(9). Поощрение, оправдание геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, расы, религии;
(10). Требования вытеснения из различных сфер деятельности лиц определенной национальности, расы, конфессиональной или социальной принадлежности;
(11). Требования ограничить права и свободы граждан или создать привилегии по национальному, расовому, религиозному, социальному признаку;
(12). Угрозы и подстрекательства к насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, расы или по признаку религиозной или социальной принадлежности.
(Подкатилина М.Л. Судебная лингвистическая экспертиза экстремистских материалов: монография / под ред. Е.И. Галяшиной. – М.: Юрлитинформ, 2013. С. 25.).
_________________________________
[Пропаганда]
Пропаганда – это распространение идей, взглядов, представлений или побуждений к определенным действиям. Вербально она может выражаться в виде призывов, воззваний, поучений, советов, предостережений, требований, угроз.
(Об использовании специальных познаний по делам и материалам о возбуждении национальной, расовой, религиозной вражды. Методические рекомендации. Генеральная прокуратура Российской Федерации. С. 3.).
Следовательно, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его принадлежности к определенной группе означает наличие высказываний, которые формируют убеждение о существовании особых свойств, признаков и способностей, отличающих представителей одной группы в лучшую или худшую сторону, и в то же время направляют на возбуждение ненависти, вражды и унижение человеческого достоинства.
_________________________________
[Подстрекательство]
Подстрекательство можно рассматривать как «склонение» лица к совершению определенных действий, а в контексте данной нормы к организации и подготовке экстремистских действий. Подстрекательство может выражаться посредством пропаганды или агитации, быть в форме призыва, угрозы или оправдания.
_________________________________
[Призывы к осуществлению экстремистской деятельности]
Пленум Верховного Суда в своем Постановлении от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» определяет призыв как выраженное в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть «Интернет») обращение к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности (Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности», п. 4.).
_________________________________
[Лингвистическая экспертиза]
В настоящее время многими ученым признается, что судебная лингвистическая экспертиза является самостоятельным родом судебных экспертиз класса речеведческих экспертиз. Появление в рамках судебной лингвистической экспертизы отдельных видов обусловлено конкретизацией экспертных задач и спецификой объектов исследования. Таким образом, в качестве отдельного вида выделяют судебную лингвистическую экспертизу экстремистских материалов.
Предмет судебной лингвистической экспертизы экстремистских материалов составляют фактические данные, исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве, которые могут быть положены в основу принятия правоприменителем решения о признании или непризнании исследуемых объектов экстремистскими материалами, на основе специальных знаний в области лингвистики.
Объектом лингвистической экспертизы экстремистских материалов является речевое произведение в форме устного высказывания или письменного текста, зафиксированное на любом материальном носителе и исследуемое на предмет наличия или отсутствия в нем признаков экстремизма.
_________________________________
[Задачи лингвистической экспертизы]
Типичными задачами судебной лингвистической экспертизы креолизованных текстов экстремистской направленности являются:
(1). Выявление информации (представленной как языковыми, так и изобразительными средствами), содержащей негативные оценки или выражающей неприязненное, враждебное отношение к какой-либо национальной, расовой, социальной, конфессиональной группе;
(2). Установление информации, враждебного, агрессивного или уничижительного характера по отношению к лицам какой-либо национальной, расовой, социальной, конфессиональной группы;
(3). Выявление информации, содержащей пропаганду неполноценности граждан по признаку принадлежности их к какой-либо национальной, расовой, социальной, конфессиональной группе;
(4). Выявление информации о природном превосходстве / неполноценности какой-либо национальной, расовой, социальной, конфессиональной группы;
(5). Выявление информации о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю национальную, расовую, социальную, конфессиональную группу;
(6). Установление информации об изначальной враждебности какой-либо национальной, расовой, социальной, конфессиональной группы по отношению к другой;
(7). Установление информации об антагонизме, принципиальной несовместимости интересов двух и более национальных, расовых, социальных, конфессиональных групп;
(8). Установление информации, в которой бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной национальной, расовой, социальной, конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью другой группы;
(9). Выявление информации, содержащей положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении какой-либо национальной, расовой, социальной, конфессиональной группы;
(10). Установление информации, содержащей негативные уничижительные оценки личности как представителя какой-либо национальной, расовой, социальной, конфессиональной группы;
(11). Выявление информации, побуждающей к совершению экстремистских действий;
(12). Выявление призывов к совершению экстремистских действий;
(13). Выявление информации, обосновывающей/оправдывающей совершение каких-либо действий;
(14). Выявление признаков угрозы;
(15). Выявление негативной информации о деятельности конкретного лица.
(Подкатилина
М.Л. Судебная лингвистическая экспертиза
экстремистских материалов: монография.
С. 35-36.);
_________________________________
Лингвистическое исследование проводится путем проведения анализа трех типов:
—
предметно-тематического,
—
оценочно-экспрессивного,
— целевого
(См.: Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму / ФБУ РФЦСЭ при Министерстве юстиции Российской Федерации. – М., 2014. С. 20.).
Эксперт должен диагностировать три обязательных элемента экстремистского текста:
—
определенную тематику,
— определенное
отношение,
— определенную цель.
_________________________________
[Тематика]
Тематика текста отражает предмет речи, то есть то, о чем идет речь в тексте, и тип сообщаемой информации о нем – совокупность языковых и изобразительных средств, формирующих определенный способ подачи заложенной информации. Предметом текстов экстремистской направленности являются группы лиц, объединяемые расовой, национальной, языковой, социальной, религиозной принадлежностью или отношением к религии, а также их отдельные представители; должностные лица; определенные «устои» устройства и деятельности государства и общества; экстремистские действия.
(Кукушкина О.В., Сафонова Ю.А., Секераж Т.Н. Теоретические и методические основы судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. – М.: РФЦСЭ при Министерстве юстиции Российской Федерации, 2011. С. 36.).
_____________________________________
[Обобщение]
Главным признаком того, что речь идет о группе в целом, служит обобщение. Обобщение может осуществляться как путем указания на типичность, классического представителя группы, так при помощи указания на любого, неопределенного представителя группы. В обоих случаях действия, свойства одного представителя распространяются на всю группу, к которой он принадлежит. Разница же заключается в том, что в первом случае в тексте указывается конкретный представитель, обладающий «типичными» свойствами, в то время как во втором случае отсутствует конкретизация субъекта. Как правило, используются различные номинации представителей разных групп – «менты», «хачи», «цыгане» и др., наделяющие абсолютно любого члена группы определенными свойствами.
В креолизованных текстах (сочетание вербальной и визуальной информации, например, демотиваторы) часто группа как предмет речи отражена в изобразительной части. Так, изображение женщины в парандже может свидетельствовать о том, что предметом речи является религиозная группа (указание на любого представителя).
_________________________________
[Оценочное значение]
Авторскому отношению к предмету речи соответствуют разного рода оценочные значения, имеющие в языке свои специфические способы выражения. В текстах экстремисткой направленности возможна как негативная оценка (при вражде, унижении, обвинении), так и положительная (при оправдании). Наряду с традиционным типом оценки «хороший / плохой», в тексте может содержаться оценка типа «нравится / не нравится», «достоин / недостоин», «свой / чужой», «равен / неравен», «допустимо / не допустимо», «возможно / невозможно», «истинно / ложно», «достоверно / недостоверно» и др. Так, при возбуждении ненависти изображение демонстрируются различные противоправные или осуждаемые действия лиц, на которых направлена агрессия (нахождение в следственном изоляторе, унизительное отношение к святыням и др.).
_________________________________
[Цель]
Коммуникативная, или речевая цель – это сообщаемая адресату информация о том, зачем производится то или иное речевое действие. Конкретные коммуникативные цели текста осуществляются в речевом жанре. Например, речевая цель инструкции – обучение правильным с позиции автора действиям. Признанная экстремистским материалом «Инструкция по уличному террору» демонстрирует способы борьбы скинхедов к представителям других национальностей и вероисповеданий. Речевой целью такого текста является убеждения адресата в необходимости совершения описываемого действия и его побуждения к совершению этого действия. Основными языковыми средствами выражения побуждения являются побудительные предложения (я хочу, чтобы ты сделал это), инфинитив (Стрелять!), имена существительные, обозначающие адресата (Люди! Русские!), либо номинации будущих действий (Смерть), местоимения второго лица и др.
_________________________________
Предметом исследования является вербальная и невербальная информация, содержащая признаки возбуждения межнациональной, религиозной, социальной ненависти и вражды, унижения граждан по национальному, религиозному и т.п., признаки пропаганды превосходства или неполноценности граждан и т.п.
Объект исследования – продукты речевой деятельности, зафиксированные на любых носителях (в печатном, электронном виде). На исследование могут быть представлены отображенные на любых носителях записи (аудио-и видеофонограммы) устных выступлений (на митинге, в телепередаче, любом ином мероприятии), разговоров, общения в Интернете, видео- и кинофильмы, видеосюжеты, книги, журналы, газеты, листовки, изображения и пр.
_________________________________
При назначении экспертизы по данной категории дел необходимо учитывать, что исследование продуктов речевой деятельности может носить комплексный характер, при этом:
(1). Для решения вопросов относительно смысла информации назначается лингвистическая экспертиза;
(2). Для решения вопросов потенциального воздействия информации на адресата, исследования установок автора назначается психологическая экспертиза;
(3). Для решения вопросов политического смысла текста и изображения (политического плаката, рисунка, карикатуры и т.п.) назначается политологическая экспертиза;
(4). При наличии религиозной тематики и символики – религиоведческая экспертиза;
(5). Для идентификации авторства продуктов речевой деятельности может быть назначена автороведческая экспертиза;
(6). Для идентификации лиц по голосу и речи – фоноскопическая экспертиза.
___________________________________
[Вопросы для лингвистической экспертизы]
(1). Содержит ли текст негативную информацию о группе лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному признаку?
(2). О каких группах лиц, объединенных по национальному, расовому, религиозному признаку идет речь?
(3). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие суждения о неполноценности граждан какой-либо национальности, конфессии или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой?
(4). Есть ли в тексте высказывания о превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?
(5). Имеются ли в тексте высказывания, которые с точки зрения современного носителя русского языка можно истолковать как приписывание всем представителям одной этнической группы следования древним обычаям, верованиям, традициям действий, негативно оцениваемым современной российской культурой?
(6). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельных представителей на всю нацию, конфессию, этническую группу?
(7). Имеются ли в тексте высказывания о враждебности какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
(8). Имеются ли в тексте высказывания о полярной противоположности, антагонизме, принципиальной несовместимости интересов одной этнической группы по отношению к какой-либо другой?
(9). Имеются ли в тексте высказывания, в которых бедствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной социальной, этнической или конфессиональной группы объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, социальной или этнической группы?
(10). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, репрессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, этнической группы?
(11). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие оправдания насильственных действий в отношении лиц какой-либо национальной, конфессиональной, социальной группы?
(12). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие речевой акт оправдания? Если да, то каково его содержание?
(13). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие информацию о планируемых или совершенных насильственных действиях в отношении лиц, объединенных по национальному, религиозному, социальному признаку?
(14). Имеются ли в тексте высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
(15). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие требования, призывы к ограничению прав и свобод граждан каких-либо этнических, конфессиональных или социальных групп?
(16). Имеются ли в тексте высказывания, содержащие призывы дать привилегии отдельным гражданам или группам лиц, объединенных по национальному, конфессиональному или иному социальному признаку?
(17). Содержит ли высказывание признаки призыва в контексте речевой ситуации?
(18). Содержит ли текст признаки пропаганды?
(19). Содержатся ли в тексте националистические лозунги?
(20). Содержится ли в тексте информация о какой-либо целенаправленной деятельности в отношении лиц, объединенных по признаку принадлежности к какой-либо национальной, религиозной, социальной группе? Содержатся ли в тексте сведения о характере этой деятельности?
(21). Имеются ли в тексте речевые указания на принадлежность автора к скинхедам, националистам или иной подобной группе лиц?
(22). Какое значение имеют сопутствующие тексту визуальные компоненты (иллюстрации, изображения и т.д.)? Какую связь устанавливает текст с данными визуальными компонентами?
___________________________________
ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ ПО ТЕМЕ СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ
_______________________
1. «ПАМЯТКА ПО ВОПРОСАМ НАЗНАЧЕНИЯ СУДЕБНОЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ«.
Для судей, следователей, дознавателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов.
Под ред. профессора М.В. Горбаневского.
Москва
Медея
2004
2. «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА И СУДЕБНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА«.
Монография
К.И. Бринев
Барнаул
2009
3. «ЛИНГВИСТКА VS ЭКСТРЕМИЗМ«
Е.И. Галяшина
В помощь следователям, судъям, экспертам.
Москва
2006
4. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ТЕКСТОВ ПО ДЕЛАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ ЭКСТРЕМИЗМУ«.
Подготовлены:
Кукушкиной О.В., доктором филологических наук, профессором,
Сафоновой Ю.А., кандидатом филологических наук, доцентом (кроме
разделов 3-6 части II),
Секераж Т.Н., кандидатом юридических наук, доцентом
© Государственное учреждение «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» (РФЦСЭ при Минюсте России).
Москва
2011
5. «ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ВОЗБУЖДЕНИЯ РАСОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ВРАЖДЫ В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ТЕКСТА«.
Стернин И.А.
Воронеж
2010
Презентация (140 слайдов) на тему лингвистической экспертизы по делам об экстремизме:
Пример судебной лингвистической экспертизы:
ЭКСПЕРТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКИМИ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
(НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ)
Авторы:
Кузнецов Сергей
Александрович — доктор филологических
наук. Директор Научно-исследовательского
экспертного Центра СПбГУ по изучению
проблем экстремизма и коррупции, директор
Института филологических исследований
Филологического факультета СПбГУ,
заведующий лабораторией информационных
лингвистических систем СПбГУ.
Оленников Сергей
Михайлович — кандидат юридических
наук. Главный специалист
Научно-исследовательского экспертного
Центра СПбГУ по изучению проблем
экстремизма и коррупции, преподаватель
кафедры уголовного права Юридического
факультета СПбГУ.
Год издания: 2014
Кол-во страниц: 312
Описание:
http://relig-books.ru/legal/extremism_expert_manual_Kuznetsov_2014
Скачать: https://www.twirpx.com/file/1646369/